Уже год как я обнаружила в интернете информацию о ТРИЗ-педагогике, главная задача которой – развивать у детей креативность, умение мыслить нестандартно, выходить за рамки штампов. Все эти навыки помогут обучающимся преодолевать внутренний страх в сложных ситуациях, психологическую инерцию, генерировать новые идеи, да просто легче сдавать ЕГЭ.
Меня очень заинтересовала эта тема, тем более, что литературы о сути ТРИЗ предостаточно. Попав на сайт Международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», я узнала, что ее организовали в 2000 году педагоги-новаторы.
Ее целью является развитие креативности учащихся и творческого отношения к жизни в самом широком смысле. Идея ТРИЗ – педагогики состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам деятельности. Действительно, ведь творчество это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять.
Я была очень рада получить приглашение в Москву на семинар-тренинг по ТРИЗ-педагогике, хотя стоимость его была немалой. В результате 12 октября в 9.30 я стояла перед воротами гимназии 1540 на Новослободской улице. И вот мы – учителя из самых разных городов России и других стран ( Казахстан, Армения, Украина) расположились в аудитории 4-мя командами и знакомимся с тренером Кавтрев Александром Федоровичем. И семинар стартовал с решения задач:
- как прикрепить свечу к стене, чтобы воск не капал, имея свечу, бумагу, коробок спичек и коробок кнопок;
- как 9 точек на плоскости соединить одной линией. Началось рождение идей, порой самых неожиданных ( разорвать листок на кусочки с точками и нанизать на спицу);
- как уполовинить 13 и т.д.
За 3 рабочих дня мы познакомились с методиками по формированию вопросов разных типов, сначала решения, а затем и составления открытых задач, игры «Да-нет-ка», Креатив-бой, способами преодоления психологической инерции и многое другое.
Посетил наш семинар и глава Ассоциации ТРИЗ – Анатолий Гин. Его искрометная беседа с участниками семинара заставила забыть о времени. После этой беседы мы поняли:
ТРИЗ-педагог – это тот, кто умеет с изюминкой подать любой учебный материал. Кто учит думать, а не забивает головы детей недостаточно связанными и далёкими от жизни сведениями. Кто не боится настоящего и готов к будущему. Кому будут благодарны дети и родители…
ТРИЗ-педагог – решатель по жизни. ТРИЗ-педагога волнует «Как сделать хорошо?», а не «Почему всё так плохо?»
ТРИЗ-педагог учится сам, учит других, и учится у тех, кого учит…
Возвратившись домой из Москвы, переполненная ценной информацией, я рвалась поделиться ею с коллегами, но перемены слишком коротки… Наконец начались осенние каникулы и я смогла выступить перед учителями и воспитателями нашего лицея.
Конечно 1 часа мне не хватило, но я дала коллегам ссылки на сайты, где можно просмотреть вебинары, скачать книги по ТРИЗ-педагогике, узнать о следующих семинарах. Мне показалось, что некоторых я все же заразила этим направлением педагогики.
Учитель биологии и крымоведения Журавлева Л.А. |